ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 14 октября 2010 г. № 1772-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
2. Финансовое обеспечение
расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, утвержденной
настоящим распоряжением, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и
плановый период на указанные цели.
3. Федеральным органам
исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по
вопросам развития уголовно-исполнительной системы учитывать положения
Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской
Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 2010 г. № 1772-р
К О Н Ц Е П Ц И Я
развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
до 2020 года
I. Общая характеристика и современное состояние
уголовно-исполнительной системы
По состоянию на 1 января 2010 г. в
учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от
общества, содержалось 864 тыс. человек, в том числе:
в 226 следственных изоляторах и
164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при
колониях, - 131,4 тыс. человек;
в 755 исправительных колониях - 723,9 тыс. человек;
в 7 тюрьмах - 2,8 тыс. человек;
в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 5,9 тыс. человек.
В учреждениях
уголовно-исполнительной системы содержалось 69,1 тыс. женщин. При 11 из
47 исправительных колоний, предназначенных для отбывания наказания
женщин, имелись дома ребенка, в которых проживало 846 детей.
В 2467 уголовно-исполнительных
инспекциях состояло на учете 534,4 тыс. человек, осужденных условно или к
отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией их от общества.
Конвоирование осужденных и лиц,
содержащихся под стражей, обеспечивают специальные подразделения по
конвоированию (32 управления и 39 отделов), которые ежегодно перемещают
более 2 млн. человек.
Медицинское обслуживание
осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляют медицинские
части или здравпункты в каждом учреждении, а также 131 больница
(различного профиля), 59 лечебных исправительных учреждений для больных
туберкулезом и 9 лечебно-исправительных учреждений для больных
наркоманией.
Для обеспечения трудовой занятости
осужденных организован производственный комплекс, в который входят 313
федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой
адаптации осужденных, 37 лечебно-производственных и 40
учебно-производственных трудовых мастерских.
Общеобразовательное обучение
осужденных организовано в 315 вечерних общеобразовательных школах и 521
учебно-консультационном пункте, 339 профессиональных училищах. В целях
обеспечения свободы совести и вероисповедания осужденных действуют 510
культовых сооружений и 734 молитвенные комнаты.
Руководство учреждениями,
исполняющими наказания, осуществляют территориальные органы
уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и
надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, -
Федеральная служба исполнения наказаний, находящаяся в ведении
Министерства юстиции Российской Федерации.
Штатная численность работников
уголовно-исполнительной системы составляет 350,7 тыс. человек, в том
числе имеющих специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной
системы - 259,7 тыс. человек.
Медицинское обслуживание личного
состава уголовно-исполнительной системы осуществляют 47 учреждений
здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной
реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.
Профессиональную подготовку и
повышение квалификации личного состава, а также научно-исследовательское
обеспечение уголовно-исполнительной системы осуществляют 8 учреждений
высшего профессионального образования с 7 филиалами, 74 учебных центра и
пункта, институт повышения квалификации и 2 научно-исследовательских
института с 3 филиалами.
Принимаемые меры, в том числе
ежегодное увеличение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на
содержание уголовно-исполнительной системы, позволили добиться
определенных позитивных результатов в развитии уголовно-исполнительной
системы, улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под
стражей, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское
обеспечение.
Совершенствуется нормативная
правовая база деятельности уголовно-исполнительной системы, практика
назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде содержания под
стражей, введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы.
Вместе с тем, несмотря на
сокращение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, к
2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем
на 115 тыс. человек, или на 18,6 процента.
Общее количество лиц, содержащихся
под стражей, остается стабильно высоким, а в некоторых регионах их
число значительно превышает количество мест в следственных изоляторах.
По объективным причинам темпы строительства и реконструкции
исправительных учреждений и следственных изоляторов не соответствуют
динамике роста численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Вследствие этого в ряде учреждений установленные лимиты превышены на
20 - 40 процентов.
Переполнение учреждений ведет к
общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и
интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает
нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает
конфликтные ситуации.
За несколько лет количество
осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и
достигло к 2010 году 80 процентов общей численности осужденных к лишению
свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам
лишения свободы, почти половина - отбывает наказание второй раз и более,
что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших
граждан.
Более 80 процентов осужденных при
поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели
профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Около 50 тыс.
осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего
образования.
На 1 января 2010 г. более 90
процентов (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных
изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных
заболеваний, 433,7 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в
том числе 72,46 тыс. - психическими расстройствами, 40,77 тыс. -
активным туберкулезом, 55,96 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. - вирусным
гепатитом, 62,04 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. - алкоголизмом. Более
25 тыс. осужденных являются инвалидами.
В связи с этим значительно
возросла нагрузка на работников уголовно-исполнительной системы,
участились связанные со служебной деятельностью случаи угроз в их адрес и
нападений на них.
Проблема противодействия
криминальным структурам требует решения целого комплекса вопросов,
связанных с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных
органов по нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу
нормальному функционированию исправительных учреждений, то есть угроз
со стороны находящихся на свободе криминальных "авторитетов" и угроз
"внутри учреждения", исходящих от лидеров группировок осужденных
отрицательной направленности.
Служба в уголовно-исполнительной
системе не считается престижной среди населения страны. Заработная плата
в уголовно-исполнительной системе в крупных городах и промышленно
развитых регионах Российской Федерации существенно меньше среднего
дохода населения в этих регионах. Несоответствие денежного довольствия
объему, сложности и характеру работы является основным мотивом
увольнения работников уголовно-исполнительной системы и снижения
требовательности к персоналу.
Несмотря на существенные
изменения, произошедшие в стране в последние годы,
уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой
пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не
учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в
международное правовое поле, международные стандарты обращения с
заключенными и развитие гражданского общества.
Указанные обстоятельства
обусловили необходимость подготовки Концепции развития
уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее
- Концепция). Полный текст: Концепция УИС (*.doc) Концепция УИС (*.pdf)
|